11.05.2021

Несколько лет назад в Калининграде начал работу филиал Московской государственной академии хореографии — старейшего театрального вуза в России. Его руководителем стал Артем Шпилевский — выдающийся артист балета, долгое время являвшийся премьером берлинского, а затем ведущим солистом московского Большого театра. В интервью «Новому Калининграду» он рассказал о программах, на которые проводится набор в единственную в регионе профессиональную балетную школу, о критериях отбора и о перспективах выпускников калининградского филиала.

— Артем Михайлович, с какого возраста и на какие программы идет набор детей в академию?

— Мы работаем по трем программам. Это две программы дополнительного образования и одна программа среднего профессионального образования.

На предпрофессиональную программу «Искусство балета» мы набираем детей в возрасте 7 лет, то есть тех, кто поступает в первый класс общеобразовательной школы. Программа рассчитана на 4 года и включает в себя спецдисциплины, в том числе классический танец, ритмику, танцевальные этюды, а также ряд дополнительных предметов. Эта программа академии построена таким образом, чтобы развитие детей шло планомерно.

На вторую дополнительную программу — общеразвивающую — мы набираем детей чуть постарше — в возрасте 8-9 лет. Срок обучения — 1 год. В течение этого года мы готовим детей к возможному поступлению на почти восьмилетнюю программу среднего профессионального образования.

Программа среднего профессионального образования — уже для детей от 9 до 11 лет, которые идут в пятый класс. Она объединена с общеобразовательной школьной программой — то есть ребенку, помимо спецдисциплин, в стенах академии преподают школьные предметы — математику, русский язык, литературу и так далее.

Среди спецдисциплин — классический танец, историко-бытовой танец, ритмика. Никто сразу, конечно, не ставит детей «на пальцы», потому что необходимо сначала подготовить мышцы ребенка, планомерно развить его, чтобы он не получил впоследствии травму. У нас есть как бюджетные, так и платные места на программах дополнительного образования. Стоимость обучения по договору не меняется уже два года и составляет 4 тыс. рублей в месяц, что значительно ниже, чем в Москве.

— По каким критериям ведется набор?

— Коллегиальная комиссия, часть членов которой специально прилетает сюда из Москвы, чтобы обеспечить беспристрастность при отборе, смотрит детей, выставляет оценки по различным критериям. Дети, показавшие наилучшие результаты, зачисляются на бюджетные места.

Отбор проходит в два либо в три тура — в зависимости от программы. Из-за пандемии первый тур на программу среднего профессионального образования мы сейчас проводим дистанционно — заявители присылают нам видеоролики, которые готовят самостоятельно, с помощью подробной видеоинструкции, представленной на сайте академии. Для программ дополнительного образования проводятся очные туры. На первом туре мы смотрим растяжку, вывортность, прыжок, шаг, гибкость.

Второй тур — обязательная медкомиссия, которую все дети проходят очно, непосредственно в Калининграде. Если никаких противопоказаний не выявлено, ребенок допускается к третьему туру, который также проводится в Калининграде. К элементам, которые нужно было продемонстрировать в первом туре, в третьем добавляются импровизация и оценка чувства ритма и музыкальности.

На третий тур, к нам приедет ректор академии, народная артистка России, кандидат искусствоведения, профессор Марина Константиновна Леонова — она будет возглавлять комиссию. Также в комиссии декан исполнительского факультета МГАХ, профессор кафедры классического и дуэтного танца, заслуженный артист России, кандидат педагогических наук, доцент Андрей Александрович Алферов. При поступлении на годичную общеразвивающую программу третий тур не проводится — если медицинская комиссия пройдена успешно, мы рекомендуем ребенка к поступлению.

— Должны ли дети, поступающие в филиал академии иметь какую-либо первоначальную подготовку?

— Мы рассматриваем абсолютно все поступающие к нам заявки. Но предугадать, насколько в общей массе окажется талантлив тот или иной ребенок, невозможно. Даже если принимать во внимание, что мы занимаемся подготовкой к поступлению на профессиональную программу, нельзя забывать, что и в других регионах детей тоже могут готовить, а кто-то от природы может быть более одарен.
Конечно, если ребенок уже занимается, у него может быть больше шансов — потому что он более подготовлен. В том числе поэтому мы стараемся донести информацию о наборе до как можно более широкой аудитории: если на предпрофессиональную подготовку приходит ребенок с хорошими данными, мы его берем, чтобы довести до как можно более высокого уровня.


 — Чем обучение в академии принципиально отличается от обучения в других студиях?

— Академия образована в 1773 году, это старейший театральный вуз России. Разумеется, в ней давно сложились свои традиции преподавания, существует преемственность опыта. Преподаватели передают свои знания воспитанникам, многие из которых затем возвращаются в академию в качестве педагогов.

Программы, которые мы предлагаем, разработаны на основе многолетнего опыта. Они направлены не на то, чтобы ребенок сразу начал танцевать — хотя наши ученики уже выступают в конкурсах и занимают призовые места, — а планомерно развивают ребенка и в связи с этим, наверное, могут быть не так интересны, как самодеятельность, где с детьми сразу начинают ставить номера. Первоначальная подготовка нужна, чтобы мышцы, суставы ребенка максимально окрепли. Когда начинается набор техники, тело должно быть подготовлено. Отличие, я думаю, именно в этом.


— А кто преподает в академии?

— Все наши преподаватели либо учились в Москве, либо прошли там курсы повышения квалификации, имея полученное до этого профильное образование. Одновременно мы заинтересованы в том, чтобы находить людей с соответствующей квалификацией здесь, в Калининграде, и помогать им достигать новых профессиональных успехов, повышая их преподавательский уровень. Для этого в академии есть соответствующие ресурсы — от краткосрочных курсов до целевых направлений в Москву.

— Когда будет открыт культурно-образовательный комплекс на острове Октябрьском?

— Мы работаем уже два года и, как вы знаете, в прошлом году набрали первый балетный класс (5-й класс общеобразовательной школы). Сейчас на Острове достраиваются учебный корпус и интернат, рассчитанный на 150 мест. Очень рассчитываем — и на этот счет есть ряд поручений высшего руководства страны, — что в сентябре отметим новоселье. Сроки ввода зданий в эксплуатацию были сдвинуты на год в связи с пандемией и иными причинами, и мы, конечно, несем из-за этого определенные репутационные потери — не все понимают, что мы не занимаемся непосредственно строительством. Лично я очень рассчитываю, что это случится в сентябре.


— Какие перспективы есть у выпускников академии?

— Перспективы если не огромные, то очень большие. Имея среднее профессиональное образование, выпускники получают возможность трудоустройства в первые театры России, включая Большой театр в Москве, Мариинский театр в Санкт-Петербурге.

Московская академия хореографии всегда была кузницей кадров для Большого театра — туда попадают лучшие из лучших. Но нельзя забывать и о том, что филиал Большого сейчас возводится в Калининграде, и к моменту первого выпуска — а обучение по профессиональной программе идет практически 8 лет — он, надеюсь, будет уже открыт.

Если говорить обо мне, то я, отработав некоторое время в государственном театре в Санкт-Петербурге, был приглашен за границу, где провел 8 лет танцевальной карьеры. Вернулся оттуда, конечно, в Большой. Перспективы широкие, балет — это международное искусство.

— От чего зависит успех в балете? Какими качествами необходимо обладать?

— На первых порах довольно тяжело спрогнозировать, как ребенок будет развиваться. Конечно, при поступлении оцениваются его данные, но они не являются стопроцентной гарантией успеха. Очень большое значение имеют интеллект и, разумеется, сила воли. Балет — это каждодневный труд, тренировки и бесконечная практика.

Уже непосредственно в театре, наверное, должны сойтись несколько факторов: тебя должны заметить. Я не просто приветствую, а являюсь сторонником подхода, когда балетные директора различных трупп приезжают и отсматривают воспитанников заранее. В случае заинтересованности они смогут предложить конкретный план развития тому или иному нашему выпускнику.