26.02.2020

ТАСС-Национальные проекты, 26 февраля 2020

Сходить на премьеру в Большой театр или отстоять очередь на новую выставку-блокбастер Третьяковской галереи теперь можно не только в столице, но и у берегов Балтийского моря. По поручению президента России на острове Октябрьский в Калининграде строится уникальный культурно-образовательный комплекс - один из четырех, которые появятся в российских регионах по нацпроекту "Культура" к 2024 году. В его состав войдут ведущие институции страны: в марте 2019 года начал работу филиал Московской государственной академии хореографии, в сентябре - филиал Центральной музыкальной школы, получивший название "Балтийский", а накануне состоялась закладка филиалов Большого театра и Третьяковской галереи. В первую очередь возводится образовательный и жилой комплекс для студентов и преподавателей. Планируется, что занятия в новых зданиях филиалов начнутся уже в сентябре 2020 года.
Корреспондент портала "Будущее России. Национальные проекты", оператором которого является ТАСС, побывала на месте строительства будущего кластера и узнала, как ведущие культурные учреждения страны обживаются на ее западных рубежах.

С Театральной площади в Калининград
Остров Октябрьский знаком фанатам футбола как дом "Стадиона Калининград", где проводились матчи группового этапа чемпионата мира 2018 года. Теперь же рядом с ареной появится еще один центр притяжения, а точнее целых пять - по количеству филиалов крупнейших культурных институций страны, которые будут сосуществовать в строящемся комплексе. О том, какую роль предстоит сыграть кластеру в устранении дисбаланса между культурной жизнью в регионах и в федеральном центре, министр культуры РФ Ольга Любимова высказалась на Балтийском культурном форуме.

"Великая Театральная площадь в Москве не может быть единственной в стране, где проживает такое количество людей, это невероятно несправедливо", - считает министр. По ее словам, главным ресурсом для исправления этой несправедливости станет предоставление талантливым детям в регионах возможности получать образование высочайшего уровня.
"Для нас важно, что это культурно-образовательный центр, то есть будет возможность поступить в Калининграде, не ехать через всю страну, не пытаться соревноваться, как это раньше было, только в двух городах. Эти комплексы и созданы, чтобы люди могли у себя в регионе получить образование в лучших традициях нашей страны", - заявила Любимова.
Акцент на образовательной функции кластера сделал и генеральный директор Большого театра Владимир Урин. Выступая на торжественной церемонии закладки будущего филиала театра, он отметил, что мало просто возвести здания и выстроить репертуарную политику, необходим комплексный подход.
"Для того, чтобы начали учиться дети, и чтобы этот процесс стал ежегодным, и [кластер] выпускал действительно талантливых и замечательных ребят, нам предстоит еще собрать творческий коллектив. Это не меньшая задача, чем строительство здания Большого театра", - подчеркнул Урин.
Вопрос кадров волнует не только профессионалов отрасли, но и местных журналистов. Сразу после церемонии закладки филиалов Большого театра и Третьяковской галереи они обступили губернатора Калининградской области Антона Алиханова и министра культуры Ольгу Любимову с вопросами, планируется ли трудоустраивать в кластере педагогов из региона или "это праздник для федералов".
"В первую очередь упор делаем на педагогов, которые ищутся из числа жителей Калининграда и области", - поспешила успокоить коллег министр культуры. "Если будет кого-то не хватать, конечно, будем искать по всей России. Но это не значит, что из двух крупнейших городов-миллионников нашей страны мы будем присылать людей преподавать и учиться в Калининграде. У них свои программы, свои методические пособия, задачи, которые им нужно выполнять в своем вузе", - добавила Любимова.
Она подчеркнула, что приоритет местным специалистам будет отдан во всех четырех культурных кластерах. Губернатор Калининградской области также подтвердил, что уже ведется работа с Большим театром, Третьяковской галереей, Центральной музыкальной школой и Московской государственной академией хореографии по подбору кадров. "В первую очередь местные специалисты являются партнерами для любого учреждения, в том числе федерального на территории области", - заверил Алиханов.

Однако и бросать жизнь кластера на самотек никто не собирается, ведь названия институций, которые будут носить филиалы, - это культурные бренды с традициями и соответствующими требованиями к уровню исполнения и преподавания.
"Они не будут брошены на произвол судьбы, потому что за каждой организацией стоит крупнейшее образовательное или культурное учреждение со своей историей. У каждого руководителя невероятная ответственность - оставить уровень сцены Большого театра, перенестись с Театральной площади [в Москве] в Калининград", - отметила Любимова, подчеркнув, что к филиалам недопустимо отношение "по вторичному принципу".
Президент Фонда проектов социального и культурного назначения "Национальное культурное наследие" Наталья Волынская, губернатор Калининградской области Антон Алиханов, министр культуры РФ Ольга Любимова, генеральный директор Государственного академического Большого театра (ГАБТ) Владимир Урин и генеральный директор АО "Стройтрансгаз" Михаил Хряпов (слева направо)

Культурная витрина
Получить первое представление об уровне можно уже сейчас, но не на стройке, а в холле Южного вокзала Калининграда, где разместилась инсталляция филиала Третьяковской галереи "Ветер Балтики". В центре импровизированного выставочного павильона установлен макет будущего музейного комплекса. В противовес красивому величественному зданию филиала Большого театра проект архитектора Юрия Григоряна выглядит строгим и минималистичным. Генеральный директор Третьяковки Зельфира Трегулова, специально приехавшая в Калининград на закладку символического камня, уверена, что это место станет не только популярной выставочной площадкой, но и общественным пространством, которого не хватает Калининграду.
"Это действительно то, что может и должно превратить Калининград в культурный форпост на западной границе России. Это замечательный город, замечательный регион, но то, что здесь будет создано и построено, сможет стать мощнейшей силой, притягивающей сюда и наших гостей из-за рубежа, и людей со всей России. <…> Это будет точка коммуникации внутри города, региона, этой части страны и Европы", - сказала Трегулова.
Она уточнила, что акцент в выставочной деятельности будет сделан на русское искусство XX века.
"Мы планируем здесь длительные экспозиции длительностью полтора, два, два с половиной года, представляющие какие-то серьезные пласты русского искусства. Мы рассматриваем Калининград как своеобразную культурную витрину России в ее самой западной точке, и нам кажется, что здесь обязательно, на постоянной основе в экспозиции музея должно присутствовать русское искусство, представленное лучшими образцами", - считает Трегулова.

Перспектива тем более вероятная, учитывая, что осенью 2023 года здание Третьяковской галереи на Крымском валу в Москве, где сейчас размещены произведения XX века, закроется на реконструкцию. А значит в Калининграде могут выставляться работы из постоянной экспозиции. Также в филиале планируются временные выставки Русского музея и Эрмитажа. Особую роль в музейном комплексе будут играть пространства для образовательных проектов. Под это выделят две аудитории, где будут проходить образовательные программы, дискуссии, встречи и так полюбившиеся посетителям Третьяковской галереи в Москве кинопоказы.


Мастерские и лаборатории
Еще одним фирменным ноу-хау Третьяковской галереи, которое планируется распространить на Калининград, станут творческие мастерские.
"Здесь будут самые разные мастерские для занятия живописью, графикой, керамикой и также искусством, связанным с использованием виртуальных технологий", - поделилась Трегулова.
Она выразила надежду, что комплекс станет "тем музеем мечты, который каждый из нас хотел в своей жизни реализовать".
Помимо этого, в Калининграде, как и в трех других кластерах, также появится Высшая школа музыкального и театрального искусства - филиал Российского государственного института сценических искусств. Образовательное учреждение откроет свои двери в 2024 году, но уже в этом октябре начнет работу ее структурное подразделение - Школа креативных технологий.
"Для нас очень важно, чтобы ребята, которые придут как абитуриенты в Высшую школу музыкального и театрального искусства, уже понимали, что такое театр. Это синтетическое искусство, где имеется и звук, и свет, и организация пространства, и актеры <…> У ребят будет возможность реализовать свой талант средствами современных, в том числе цифровых, технологий и понять, какие специальности сейчас есть в области театра", - рассказала директор Департамента науки и образования Минкультуры РФ Наталия Золотарева.
Лаборатории предназначены для школьников старше 12 лет. Выбирать они смогут из шести студий: интерактивных цифровых технологий, звукорежиссуры и электронной музыки, дизайна, анимации, театральных технологий, а также фото- и видеопроизводства. В первый год планируется набрать до 100 абитуриентов.
Но, пожалуй, самая наглядная демонстрация потенциала будущего комплекса - гала-концерт солистов оперы и балета Большого театра в Светлогорске. Всего вместе с хором и оркестром сюда приехали 220 артистов главной сцены страны. Открывая концерт, Владимир Урин выразил надежду, что этот "первый камень творческих отношений" с Калининградской публикой будет залогом успешной жизни будущего культурного филиала. Напомним, что к 2024 году подобные кластеры также появятся в Кемерове, Владивостоке и Севастополе.

Анна Михайлова, ТАСС