22.10.2019

Эксклюзивное интервью генерального директора Третьяковской галереи Зельфиры Трегуловой "Российской газете".


В Третьяковской галерее открывается выставка Василия Поленова. Генеральный директор галереи Зельфира Трегулова рассказывает, почему "Московский дворик" остается притягательным для зрителей, почему 2,5 млн посетителей в Третьяковской галерее за год - не предел и как в лондонской "Тейт Модерн" оказались супрематические работы Малевича….


- Прогноз, что в этом году Третьяковская галерея примет 2,5 миллиона посетителей, реален?
Зельфира Трегулова: Абсолютно реален.


- Для Эрмитажа Михаил Пиотровский считает предельным число посетителей в пять миллионов. Какова верхняя планка для Третьяковской галереи?
Зельфира Трегулова:
В Эрмитаж приходят посмотреть в первую очередь постоянную экспозицию и Дворцовый зал, а в Третьяковской галерее число зрителей растет прежде всего за счет временных выставок. Поэтому они у нас продолжаются от трех с половиной до пяти месяцев. Выставка Репина, например, работала на протяжении пяти месяцев - это для нас рекорд.
Мы не можем - и здесь я солидарна с Михаилом Борисовичем Пиотровским - наращивать посещаемость основной экспозиции в Лаврушинском переулке. Это миллион - миллион двести тысяч посетителей в год. Резерва там нет, но он есть у Новой Третьяковки на Крымском Валу. В Лаврушинский переулок к нам в среднем приходят 4000 человек в день, а в залах на Крымском Валу в выходные дни, если нет выставок, у нас около 1000 посетителей - почувствуйте разницу. А шедевров там не меньше, чем в Лаврушинском, особенно в залах, где представлен русский авангард. Поэтому, сравнивая цифры и учитывая новые пространства Западного крыла, т. е. бывшего ЦДХ, мы можем говорить о потенциальных 4 миллионах зрителей в год. Но для этого, конечно, очень многое нужно сделать. Речь не только о реконструкции, но и работе с наследием ХХ века и современным искусством.
(….)

Третьяковская галерея открывает филиалы во Владивостоке, Калининграде и Самаре. Эта стратегия лишь внешне напоминает стратегию, например, Центра Помпиду, который открывает свои филиалы в Меце, в Малаге, в Шанхае?…
Зельфира Трегулова:
Давайте попробуем проанализировать. Во-первых, Центр Помпиду был не первым. Первым был Музей Гуггенхайма, создавший свой филиал в Бильбао. Музейщики помнят успех развития этих филиалов, и помним, как постепенно они закрывались. Но именно создание филиалов как системы пришло оттуда. Про эффект Бильбао говорили многие. Есть те, кто считают, что это устаревшая стратегия и что сегодня подобное невозможно. Я верю в эффект Бильбао. Музей там - до сих пор эффективно работающая площадка. Я приезжала туда, когда еще не было закончено строительство музея. И я видела, чем стал город через десять лет. Невозможно поверить, как этот музей трансформировал весь город. При этом здание музея - шедевр архитектуры. Одно из главных впечатлений - само здание.

- Но филиалы такого типа все-таки рассчитаны на туристов?
Зельфира Трегулова:
Филиал Эрмитажа в Амстердаме делал замечательные выставки голландского искусства из собрания Эрмитажа. Я не думаю, что они были востребованы только туристами.
Если мы вернемся к нашей ситуации, то филиалы скорее лучше называть музейными центрами. Во всяком случае во Владивостоке строится именно масштабный музейный центр, где на одной площадке будут присутствовать сразу пять музеев. Кроме Третьяковской галереи, это Эрмитаж, Русский музей, Музей Востока и Приморская картинная галерея. Но юридический статус этого центра сейчас - филиал Третьяковской галереи. Так проще работать на той стадии, когда нет здания.
У нас задача в первую очередь создать культурные центры для тех регионов, у которых огромный потенциал, но которые в силу ряда причин не имеют серьезных музейных собраний и хороших музейных комплексов. Люди в регионах в музеи ходят плохо. Два супрематических полотна Малевича из Третьяковской галереи были переданы американскому коллекционеру, предпринимателю Арманду Хаммеру в обмен на письма Карла Маркса и, говорят, Владимира Ленина.


Зельфира Трегулова: Тут нет прямой зависимости. Казань - богатый город. И я очень хорошо помню, какие усилия мы предпринимали, чтобы добиться посещаемости 75 тысяч человек на выставку "Гений века", которую мы делали вместе с Музеем изобразительных искусств Татарстана. Слава богу, музей сейчас получил новое здание. Очень надеюсь, что это позволит ему вступить в новый этап полнокровной жизни.
Во Владивостоке в Приморской государственной картинной галерее сейчас находится "Мадонна с младенцем" Боттичелли из Галереи Уффици. А неподалеку - "класс", где за партой можно написать сочинение по картине Федора Решетникова "Опять двойка".


Зельфира Трегулова: Зрители, между прочим, этой возможностью пользуются… Как и директора музеев. Мы сфотографировались за этой школьной партой вместе с Аленой Доценко, директором галереи. Это проект, который мы разработали и реализовали вместе с Приморской картинной галереей. Пространство класса проектировал Алексей Подкидышев. Ольга Яблонская, замечательный искусствовед, рассказала сюжеты, связанные с историей создания этого полотна… Это действительно здорово сделано. Алена Доценко очень энергичный директор. С таким директором мы готовы вместе работать в том огромном музейном комплексе, который строится во Владивостоке и который планируется сдать в эксплуатацию в конце 2023 года.


- В Петергофе из-за огромного наплыва зарубежных туристов впору вводить, как в Лувре, продажу билетов только онлайн. В Третьяковской галерее есть подобные проблемы?
Зельфира Трегулова: В отличие от Эрмитажа, ГМИИ им. А.С. Пушкина или музеев Кремля соотношение иностранных зрителей и отечественных в Третьяковской галерее совсем иное. Ваши предположения?
 

- 30 процентов зарубежных туристов на 70 процентов наших зрителей?
Зельфира Трегулова:
Правильный ответ: 12 на 88. 88 процентов - это отечественные зрители. 12 процентов - зарубежные. Это статистика 2018 года.
 

- Цена на билеты одинакова для этих категорий?
Зельфира Трегулова:
Да. Мы просто подумали: зачем иметь около кассы проблемы и скандалы, требовать паспорт при продаже билета? Понятно, что, если на выставку пришел гражданин Америки или Израиля, прекрасно говорящий по-русски, как без паспорта сможем узнать? Но мы посчитали, что перед кассой все равны. Если человек пришел в музей и платит за билет, мы ему рады.

- Как вы вычислили процент иностранцев?
Зельфира Трегулова:
По экскурсиям. Большинство иностранных посетителей приходит в составе организованной экскурсии. Отдельных посетителей меньше, но, как правило, они приходят с гидом. Из иностранных туристов китайские составляют около 15 процентов. Они приходят в составе организованных групп.